Научно-производственная фирма «ЯР»

Комплекс измерения параметров поездной радиосвязи «ИКАР-РАДИО»

Общие сведения

Программно-аппаратный комплекс ИКАР-РАДИО предназначен для периодической проверки состояния поездной и станционной радиосвязи на участках железной дороги путем измерения и контроля параметров радиосигналов во время движения и стоянки вагона-лаборатории.

Система измерения ИКАР-РАДИО обеспечивает автоматизированное измерение и регистрацию параметров технических средств поездной и станционной радиосвязи, автоматическое измерение уровня помех, привязку измеренной информации к географической координате и координате пути железных дорог. Также проводит автоматический анализ результатов на соответствие установленным нормативным значениям для контролируемых радиостанций с учетом видов запитки радиоканала и применяемого типа тяги на перегоне. При работе с технологическими радиостанциями, поддерживающими внешнее управление для посылки сигнала ИВС (например, «Транспорт РВС-1»), возможен полностью автоматический программируемый режим работы измерения параметров ПРС по сигналу автоответа станции.

По окончании контрольного проезда измерений программа позволяет автоматически оперативно формировать отчетные документы, включая таблицы измерений всех параметров и график уровней сигнала и шума на маршруте, с распечаткой их на принтере, как на рулон всего маршрута, так и поперегонно на бумагу формата А4. Разнообразное количество программных фильтров результатов позволяют оператору оформить отчет, как по всему маршруту дистанции, так и по отдельным станциям с выборкой либо всех измерений, либо по указанным нарушениям. Для сопряжения с информационной системой имеется возможность сохранения результатов измерения в формате ЕСМА с указанием всей сопроводительной информации.

Наличие навигационной системы GPS/ГЛОНАСС и картографической подложки позволяет оператору наблюдать местоположение вагона-лаборатории на электронной карте местности, а в условиях ограниченной видимости знать линейную координату пути с точностью до 20 метров, независимо от показаний подвагонного датчика и счетчика пути.

Технические характеристики
ПараметрЗначение
Диапазоны рабочих частот 2.130 – 2.150 МГц
151.7 – 468.5 МГц
с выделением диапазона для МПС
Нестабильность опорного генератора 1х10-7 Гц за год
2х10-8 Гц за сутки
Нестабильность опорного генератора с синхронизацией от GPS приемника 1х10-8 Гц после 5 минут прогрева
1х10-9 Гц после 30 минут прогрева
Погрешность измерения несущих частот в диапазонах соответственно 0.2 Гц (до 2.150 МГц)
15 Гц (151 Мгц)
30 Гц (300 Мгц)
34 Гц (350 МГц)
45 Гц (450 МГц)
46 Гц (470 МГц)
Погрешность измерения несущих частот при синхронизации от GPS приемника не превышает 0.5 Гц
Максимальный измеряемый уровень сигнала124 дБмкВ
Минимальный измеряемый уровень сигнала10 дБмкВ для ГМД
0 дБмкВ для УКВ
Погрешность измерения уровня сигнала1.5 дБ
Пределы измерения частоты модуляции50 Гц – 4000 Гц
Погрешность измерения частоты модуляции1 Гц
Пределы измерения частоты девиации100 Гц – 5000 Гц
Погрешность измерения девиации5 %
Пределы измерения ширины полосы360 Гц – 200 кГц
Погрешность измерения ширины полосы180 Гц
Точность привязки к координате пути1 м
Период проведения цикла всех измерений1 – 8 секунд
Напряжение питания комплекса~ 220 В / = 12 В
Потребляемая мощность без ЭВМ40 Вт

Комплекс в автоматическом режиме измеряет следующие параметры:

Программно-аппаратный комплекс включает измерительные приемники IC-R8500, управляемые по интерфейсу RS-232, аппаратный блок «ИКАР-2», технологическую поездную радиостанцию, датчик и счетчик пройденного пути (по необходимости), модуль определения географических координат с отображением текущего местоположения на электронной карте, набор измерительных антенн и антенный переключатель, управляющую ЭВМ с программным обеспечением «ИКАР-РАДИО» и принтер. Для расширения частотного диапазона до 6 ГГц и измерения параметров цифровых сигналов стандарта GSM-R, Wi-Fi, WiMAX измерительный комплекс может комплектоваться анализатором FSL3/6.

Работа с комплексом в полуавтоматическом ручном режиме проводится с выбором абонента и ж.д. станции источника радиосигнала, параметры которого измеряются автоматически после запуска процесса измерения. Измерение уровня шума идет в автоматическом фоновом режиме. В процессе проведения измерений на экране монитора отображается график уровня сигнала и уровня шума. При работе в полностью автоматическом режиме по радиосигналу автоответа с посылкой сигналов ИВС, оператор имеет возможность запрограммировать работу системы, как по заданной линейной координате пути, так и по срабатыванию таймера времени. Код индивидуального вызова программируется для каждой ж.д. станции и сохраняется в базу данных маршрута.

Программное обеспечение включает блок для ведения учетных баз данных, в которых содержится информация о дороге, о дистанции сигнализации и связи, и всех станциях с указанием километража, географических координат и полным описанием установленного оборудования. Также программное обеспечение содержит инструментарий для составления постоянных и оперативных маршрутов движения измерительного вагона-лаборатории.

На сегодняшний день в аппаратный блок введена модификация собственного опорного генератора, позволяющая проводить синхронизацию от GPS приемника по спутниковым сигналам точного времени. Перспективой развития программно-аппаратного комплекса «ИКАР-РАДИО» вагона-лаборатории является создание интерферометрического пеленгатора для поиска радиопомех.

Программно-аппаратный комплекс «ИКАР-РАДИО» имеет сертификат RU.E.35.018.A N6993 об утверждении типа средства измерения и занесении его в Государственный реестр средств измерений. Оборудование «ИКАР-РАДИО» эксплуатируется с декабря 1999 г. в составе измерительного вагона лаборатории No72174 Северной Железной Дороги, наряду с системами измерения и контроля параметров устройств АЛСН, САУТ, ПОНАБ (ДИСК). С октября 2005 г. измерительный комплекс введен в эксплуатацию на вагоне-лаборатории No72312 Куйбышевской Железной Дороги, а с декабря 2008 года модернизированный комплекс находится в опытной эксплуатации на вагоне-лаборатории «Интеграл» производства группы компаний «Твема».

Особенностью программного обеспечения комплекса «ИКАР-РАДИО» является широкое использование методов и алгоритмов современной обработки сигналов, что позволяет проводить достоверные измерения за минимальный интервал времени, а также наращивать функциональные возможности за счет модификации программного обеспечения.

Аппаратная часть выполнена с учетом условий эксплуатации в обстановке с повышенной вибрацией, с применением последних мировых достижений в области элементной базы и технологий изготовления печатных плат.

Дополнительная информация