Бесплатная консультация юриста по телефону:
8
НПФ или, по-другому, негосударственные пенсионные фонды обладают полномочиями акционерных фондов, но к тому же имеют право заниматься деятельностью по обязательным обеспечениям. После оформления государством указа о введении настоящей категории организаций, они стали популярны среди юридических лиц. Уже сразу после принятия закона в стране появилось более 350 НПФ. Правительством было принято решение о принятии закона для регулирования такого большого количества организаций и контроля за этой отраслью.
Основные понятия
В федеральном законе применяются следующие понятия:
- Договор НПО – договор между фондом и вкладчиком, соответственно с которым последний обязуется делать взносы в НПФ, а организация обязуется предоставить ему НПО.
- Договор об обязательном пенсионном страховании (ОПС) – договор между НПФ и гражданином, соответственно с которым НПФ обязуется назначить и выплатить ему пенсионное обеспечение, когда наступит страховой случай.
- Вкладчик – физлицо либо юрлицо, которое является участником договора НПО и делает взносы в НПФ.
- Страхователь – физлицо либо юрлицо, которое обязано делать взносы на пенсионное обеспечение своего работника.
- Участник – физлицо, которому, соответственно с соглашением, выплачивается НПО. Участник также может быть вкладчиком.
- Застрахованный – физлицо, которое заключило соглашение об ОПС.
- Пенсионный взнос – деньги, которые уплачиваются вкладчиком в пользу участника соответственно с условиями соглашения.
- Пенсионная схема – комплекс правил, по которым уплачиваются взносы и выплачивается НПО.
- Выкупная сумма – деньги, которые выплачиваются НПФ участникам фонда или переводятся в другую организацию при аннулировании соглашения.
- Пенсионные резервы – деньги, которые находятся в распоряжении НПФ и предназначаются для выполнения организацией обязанностей перед участниками.
- Портфель инвестиций УК – активы, которые сформированы за счет пенсионных накоплений, предоставленных УК в доверительное управление от НПФ.
- Актуарий – лицо, которое соответствует нормам, определенным для лиц, занимающихся актуарным оцениванием работы предприятия.
- Единоразовая выплата – сумма, предоставляемая застрахованным гражданам за счет накоплений.
Последние изменения, внесенные в 75 ФЗ
Последние изменения в закон 75 о негосударственных пенсионных фондах были внесены 31 декабря 2020 года, при принятии ФЗ номер 482.
Согласно последней редакции, изменения были внесены в статью номер 25.1, был добавлен пункт 7. Ситуации, когда фонды не имеют право раскрывать сведения или ситуации, когда фонды могут раскрывать только ограниченное количество информации, определяются Правительством РФ. В общих случаях публичное предоставление информации определяется настоящим Федеральным законом. Также Правительство России определяет, когда фонд имеет право раскрывать или не раскрывать информацию о клиентах.
Также изменения произошли и в статье 36.14. В первом абзаце статьи к слову «Управляющая» была добавлена цифра 1. Также в статью добавили 2 пункт. Согласно закону, управляющие фондов обязаны в определенных ситуациях раскрывать или ограничивать, либо полностью скрывать информацию о собственных клиентах (акционерах). Однако после добавления 2 пункта, Правительство РФ имеет право рассматривать отдельные случаи и запрещать или предоставлять доступ к информации.
Основные положения
Основные положения закона, касающиеся деятельности фонда, заключаются в том, что он должен следовать таким принципам в своей работе:
- Знакомство участников с правилами организации.
- Ведение учета информации о каждом участнике.
- Бесплатное предоставление раз в 12 месяцев всем участникам сведений о состоянии их индивидуальных лицевых счетов (ИЛС).
- Выплата НПО соответственно с условиями соглашения.
- Соблюдение норм, устанавливаемых Центробанком.
- Организация системы управления рисками, которые связаны с работой по НПО и ОПС.
- Определение цены активов, которые составляют пенсионные резервы, по правилам, которые устанавливаются Центробанком.
Перспективы
В стране проводится модернизация действующей пенсионной системы, пересматриваются положения, которые касаются деятельности негосударственных фондов. Эти организации перераспределяют свободные ресурсы на потребности экономики, а не только выплачивают дополнительные средства пенсионерам.
Перспективы развития НПФ связаны с разработкой мероприятий, направленных на привлечение физических лиц, а также руководителей предприятий к участию в системе негосударственного обеспечения пенсий.
Такой вариант устраивает граждан тем, что они могут откладывать деньги в небольшом количестве, а НПФ гарантирует сохранность накоплений и их увеличение. Государство обязуется стимулировать развитие фондов, привлекать граждан к участию в системе пенсионного страхования. Такие организации предлагают вкладчикам гибкие схемы, которые базируются на договорной основе и правовых механизмах.
Гарантии сохранности средств
Выводы:
- НПФ занимается инвестированием вложенных денег, что позволяет вкладчику увеличить размер накопительной пенсии.
- Фонд, работающий на основе лицензии, гарантирует выполнение всех обязательств, которые предусмотрены в договоре с вкладчиком.
- Право распоряжаться средствами умершего участника предоставляется любому человеку, указанному в завещании.
- Деятельность НПФ контролируется Банком России.
- Гражданин имеет право переводить пенсию из одного фонда в другой.
- Вкладчик получает информация о состоянии счета.
Законодательная база Российской Федерации
не действует Редакция от 07.05.1998
Подробная информация
Наименование документ | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.98 N 75-ФЗ «О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ» |
Вид документа | закон |
Принявший орган | президент рф, гд рф, сф рф |
Номер документа | 75-ФЗ |
Дата принятия | 13.05.1998 |
Дата редакции | 07.05.1998 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | не действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
Действующая редакция — ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.98 N 75-ФЗ (ред. от 12.02.2001) «О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.98 N 75-ФЗ «О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ»
7 мая 1998 года N 75-ФЗ
Принят
Государственной Думой8 апреля 1998 года
Одобрен
Советом Федерации22 апреля 1998 года
Глава I. Общие положенияСтатья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.
Отношения, которые возникают при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, в системе негосударственного пенсионного обеспечения населения регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 2. Негосударственные пенсионные фонды
1. Негосударственный пенсионный фонд (далее — фонд) — особая организационно — правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
2. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
договор о негосударственном пенсионном обеспечении (далее — пенсионный договор) — соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее — вкладчик) в пользу участника фонда (далее — участник), в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию;
вкладчик — юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников;
участник — физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу;
пенсионный взнос — денежные средства, вносимые вкладчиком в пользу участника;
негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора;
пенсионная схема — совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий;
пенсионные основания — условия (условие) приобретения участником права на получение негосударственной пенсии;
выкупная сумма — средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора в соответствии с пенсионными правилами фонда;
пенсионный счет — форма аналитического учета, отражающая движение сумм пенсионных взносов вкладчиков и выплат негосударственных пенсий участникам (солидарный пенсионный счет) или участнику (именной пенсионный счет);
пенсионные накопления — сумма пенсионных взносов, собранных в пользу участника, учтенных на его пенсионном счете и определяющих размер денежных обязательств фонда перед участником;
пенсионные резервы — совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий;
пенсионные правила фонда (далее — правила фонда) — документ, определяющий порядок и условия исполнения фондом обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, разрабатываемый фондом с учетом требований настоящего Федерального закона, утверждаемый советом фонда и регистрируемый в порядке, установленном государственным органом в области пенсионного обеспечения, на который Правительством Российской Федерации возложен контроль за деятельностью фондов (далее — государственный уполномоченный орган);
управляющая компания (далее — управляющий) — коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда (фондов) на основании заключенного с фондом (фондами) договора;
депозитарий — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, которой признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо;
независимый актуарий (далее — актуарий) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) и осуществляющие актуарное оценивание принятых фондами обязательств перед вкладчиками и участниками, порядка формирования пенсионных резервов, аккумулирования пенсионных взносов и выплаты негосударственных пенсий и выкупных сумм, а также актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих.
Глава II. СОЗДАНИЕ ФОНДА, ЕГО ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 4. Создание фонда
1. Создание фонда осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учредителями (учредителем) фонда могут быть юридические и физические лица.
2. Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда.
3. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
4. Учредители (учредитель), вкладчики и участники, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, участников и государства.
Статья 5. Государственная регистрация фонда
Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельности.
Статья 6. Учредительные документы фонда
1. Учредительными документами фонда являются устав и учредительный договор. Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем). Порядок создания фонда определяется учредительным договором, заключенным его учредителями.
2. Устав фонда должен содержать:
полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении;
положения о предмете и целях деятельности фонда;
сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления;
положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.
3. Учредительный договор должен содержать:
полное и сокращенное наименования фонда, сведения о его местонахождении;
положения о предмете и целях деятельности фонда;
сведения о составе учредителей;
сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании фонда;
сведения об органах управления фонда и о порядке управления деятельностью фонда;
перечень обязательств учредителей фонда по созданию фонда и обеспечению его деятельности, сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в формировании совокупного вклада;
положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей фонда.
Статья 7. Лицензирование деятельности фонда
В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДАСтатья 8. Функции фонда
1. Фонд осуществляет свою деятельность на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также устава и правил фонда.
2. Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:
разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
заключает пенсионные договоры;
аккумулирует пенсионные взносы;
ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;
заключает договоры с управляющим (управляющими);
формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы;
ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;
осуществляет актуарные расчеты;
производит выплаты негосударственных пенсий;
осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.
Статья 9. Правила фонда
1. Правила фонда должны содержать:
перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;
положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками и условиях возникновения и прекращения обязательств фонда;
положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд;
положения о направлениях и порядке размещения пенсионных резервов;
положения о порядке ведения пенсионных счетов и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;
перечень пенсионных оснований;
положения о порядке и об условиях выплаты негосударственных пенсий;
положения о порядке изменения или прекращения пенсионного договора;
перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и фонда;
положения о порядке формирования пенсионных резервов;
положения о порядке расчета выкупной суммы;
положения о порядке предоставления вкладчикам и участникам информации об управляющем и о депозитарии, с которыми фондом заключены договоры на оказание услуг согласно требованиям настоящего Федерального закона;
методику осуществления актуарных расчетов обязательств фонда;
нормативы определения размера оплаты услуг фонда, управляющего и депозитария;
положения о порядке и об условиях внесения изменений и дополнений в правила фонда.
2. Внесение изменений и дополнений в правила фонда, затрагивающих права и обязанности вкладчиков и (или) участников, возможно лишь при наличии согласия указанных лиц либо при условии их предварительного уведомления с предоставлением вкладчикам и (или) участникам права выхода из фонда с получением выкупной суммы или ее переводом в другой фонд в случае несогласия вкладчиков и (или) участников с вносимыми в правила фонда изменениями и дополнениями.
3. Правила фонда могут содержать и иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4. Правила фонда не могут противоречить настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Пенсионные договоры, заключаемые фондом, не могут противоречить правилам фонда.
Статья 10. Пенсионные основания
Пенсионными основаниями для целей настоящего Федерального закона являются:
основания, предусмотренные пенсионным договором и установленные на момент его заключения действующим законодательством о пенсионном обеспечении в Российской Федерации;
иные основания, установленные федеральными законами.
Статья 11. Требования к пенсионным схемам
Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения в соответствии с настоящим Федеральным законом, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Пенсионный договор
1. Пенсионный договор должен содержать:
наименование сторон;
сведения о предмете договора;
положения о правах и об обязанностях сторон;
положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;
вид пенсионной схемы;
пенсионные основания;
положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;
сроки действия и прекращения договора;
положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;
положения о порядке урегулирования споров;
реквизиты сторон.
2. Пенсионным договора;
положения о порядке урегулирования споров;
реквизиты сторон.
2. Пенсионным договором могут быть предусмотрены другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 13. Права и обязанности вкладчиков и участников
1. Права и обязанности вкладчиков и участников определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами фонда и пенсионным договором.
2. Вкладчики имеют право:
требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.
3. Участники имеют право:
требовать от фонда исполнения обязательств фонда по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с условиями пенсионного договора;
получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом, условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания;
требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора;
требовать от фонда выплаты или перевода в другой фонд выкупных сумм в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора;
получать в фонде информацию о состоянии своего именного пенсионного счета.
4. Вкладчики обязаны вносить взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.
Вкладчики и участники обязаны сообщать фонду об изменениях, влияющих на исполнение ими своих обязательств перед фондом.
5. Вкладчики и участники могут иметь иные права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами фонда и пенсионными договорами.
Статья 14. Обязанности фонда
1. Фонд обязан:
осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом;
знакомить вкладчиков и участников с правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями;
осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных и (или) именных пенсионных счетов не реже одного раза в год;
выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.
2. Фонд в целях охраны интересов участников не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог пенсионные резервы, выступать в качестве учредителя в организациях, чья организационно — правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя), выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением требований настоящего пункта, признаются ничтожными.
Статья 15. Сведения, составляющие коммерческую тайну
Фонд не вправе передавать третьим лицам сведения, составляющие коммерческую тайну. К указанным сведениям относится информация о состоянии пенсионных счетов и производимых фондом выплатах негосударственных пенсий. Указанная информация может быть передана третьим лицам только по требованию следственных, судебных, налоговых органов и государственного уполномоченного органа в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Глава IV. СОБСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО ФОНДАСтатья 16. Собственное имущество фонда
Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы.
Статья 17. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда
Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:
совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);
целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в соответствии с правилами фонда;
дохода фонда от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
благотворительных взносов и других законных поступлений.
Статья 18. Пенсионные резервы
1. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы.
2. Пенсионные резервы формируются за счет:
пенсионных взносов;
дохода фонда от размещения пенсионных взносов.
3. Пенсионные резервы создаются по каждому виду пенсионных обязательств в размерах, достаточных для обеспечения покрытия этих обязательств. Нормативный размер пенсионных резервов устанавливается государственным уполномоченным органом.
Глава V. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯСтатья 19. Совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда
В целях обеспечения защиты прав участников совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в государственный уполномоченный орган на получение разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, внесенный в фонд денежными средствами, должен быть не менее пятнадцатитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда.
Статья 20. Формирование страхового резерва
Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд создает страховой резерв.
Нормативный размер страхового резерва и порядок его формирования и использования устанавливаются государственным уполномоченным органом.
Статья 21. Актуарное оценивание деятельности фонда
Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов.
Актуарное оценивание осуществляется актуарием.
Статья 22. Аудиторская проверка
Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.
Указанная проверка осуществляется независимым аудитором.
Статья 23. Объединенные гарантийные фонды и страхование
В целях обеспечения исполнения обязательств перед участниками фонды вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды.
Принципы создания объединенных гарантийных фондов и порядок управления ими определяются входящими в них фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фонды вправе участвовать в обществах взаимного страхования, а также заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств фондов перед участниками.
Контроль за деятельностью объединенных гарантийных фондов осуществляется государственным уполномоченным органом.
Глава VI. РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВСтатья 24. Принципы размещения пенсионных резервов
Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами размещения пенсионных резервов фондов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 25. Управление пенсионными резервами
Размещение пенсионных резервов, сформированных в соответствии с правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста пенсионных резервов в интересах участников.
Фонды осуществляют размещение пенсионных резервов через управляющего (управляющих), который (которые) должен (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить возврат переданных ему (им) фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Российской Федерации, банковские депозиты и иных случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
Управляющий (управляющие) несет (несут) ответственность перед фондом (фондами) и его (их) участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на него (них) обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управляющий (управляющие) не несет (не несут) ответственности перед участниками по обязательствам фонда (фондов).
Для управления пенсионными резервами фонда (фондов) управляющий (управляющие) должен (должны) иметь необходимые разрешения (лицензии) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Государственный уполномоченный орган определяет требования к составу и структуре пенсионных резервов в соответствии с правилами размещения пенсионных резервов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При размещении пенсионных резервов в недвижимое имущество фонд обязан представлять государственному уполномоченному органу данные об оценке объекта недвижимого имущества, проведенной независимым оценщиком, имеющим разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Фонд заключает с управляющим (управляющими) договор, который должен соответствовать условиям, утвержденным государственным уполномоченным органом, согласно требованиям настоящего Федерального закона и гражданского законодательства Российской Федерации.
На пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего (управляющих) и депозитария.
Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской.
Порядок размещения пенсионных резервов и контроля за их размещением устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Хранение пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги
Хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учет и переход прав на ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы, осуществляются на основе договора фонда на услуги депозитария, заключаемого в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Депозитарием может быть юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в качестве депозитария в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Особенности деятельности депозитария, обслуживающего фонд, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учет прав на ценные бумаги, составляющие пенсионные резервы, включая государственные ценные бумаги и ценные бумаги субъектов Российской Федерации, депозитарий должен осуществлять обособленно от учета прав на имущество, принадлежащее депозитарию и иным лицам, с которыми депозитарием заключены договоры, путем открытия и ведения отдельного счета на имя управляющего (управляющих) и (или) фонда.
Депозитарий несет ответственность перед фондом за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Распределение дохода от размещения пенсионных резервов
Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, в соответствии с правилами фонда.
Покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, осуществляется за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.
При этом отчисления на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не должны превышать 20 процентов дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в первые три года деятельности фонда, и 15 процентов дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в дальнейшем.
Глава VII. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДА И КОНТРОЛЯ ЗА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮСтатья 28. Органы управления фонда и контроля за его деятельностью
Органами управления фонда являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция.
Органами, осуществляющими контроль за деятельностью фонда, являются попечительский совет и ревизионная комиссия.
Статья 29. Совет фонда
Высшим органом управления фонда является совет фонда.
Структура, компетенция, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются законодательством Российской Федерации и уставом фонда.
Статья 30. Исполнительная (генеральная) дирекция
Исполнительная (генеральная) дирекция осуществляет оперативное управление деятельностью фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом фонда и положением об исполнительной (генеральной) дирекции, утверждаемым советом фонда.
Статья 31. Попечительский совет
В целях контроля за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет.
Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда и положением о попечительском совете, утверждаемым советом фонда. В попечительский совет фонда включаются полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов.
Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.
Глава VIII. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬСтатья 32. Бухгалтерский учет и отчетность
Фонд осуществляет бухгалтерский учет и ведет отчетность в порядке, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда по негосударственному пенсионному обеспечению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и имущества, составляющего пенсионные резервы.
Фонд ведет учет пенсионных накоплений, сформированных пенсионных резервов и выплаченных пенсий по каждой пенсионной схеме с фиксированным размером пенсионных взносов (несолидарная пенсионная схема).
Отчетным годом фонда является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.
Бухгалтерская отчетность фонда по итогам отчетного года подтверждается заключением независимого аудитора.
Заключение по результатам независимой аудиторской проверки является неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда.
Фонд представляет отчет о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены государственным уполномоченным органом.
Фонд представляет в государственный уполномоченный орган один раз в год заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда.
Фонд обязан публиковать отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.
Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам вкладчиков и участников в течение трех лет с даты окончания исполнения фондом своих обязательств.
Управляющий обязан вести раздельный учет имущества, составляющего пенсионные резервы, собственного имущества, а также иного имущества, находящегося в его управлении, не допуская смешения.
Депозитарий, обслуживающий фонд, обязан вести раздельный учет имущества, составляющего пенсионные резервы, собственного имущества, а также имущества иных лиц, заключивших с ним договор, не допуская смешения.
Порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности управляющих и депозитариев устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава IX. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ФОНДАСтатья 33. Реорганизация и ликвидация фонда
1. Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации.
2. Реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с государственным уполномоченным органом в случае неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников в соответствии с заключениями независимого аудитора и актуария.
3. Ликвидация фонда производится на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
При ликвидации фонда пенсионные резервы направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников, средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, направляются на удовлетворение требований всех кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством Российской Федерации.
При ликвидации фонда полномочия по управлению делами фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой учредителями фонда или органом, принявшим решение о ликвидации фонда, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и государственным уполномоченным органом.
Глава X. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМСтатья 34. Государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения населения и контроль за ее осуществлением
В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения населения и контроль за указанной деятельностью осуществляет государственный уполномоченный орган, действующий на основании настоящего Федерального закона и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 35. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов и управляющих и их недобросовестной конкуренции
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов и управляющих и их недобросовестной конкуренции обеспечиваются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 36. Налоговые льготы
Фонд имеет право на льготы по налогам, таможенным и иным федеральным сборам и платежам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 37. Рассмотрение споров
Споры фонда с юридическими и физическими лицами рассматриваются в суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 26 настоящего Федерального закона вводится в действие после утверждения Правительством Российской Федерации порядка и условий заключения договора фонда с депозитарием.
Фонды, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня его официального опубликования.
Юридические лица при регистрации изменения их правового статуса в связи с приведением его в соответствие с настоящим Федеральным законом освобождаются от уплаты регистрационного сбора.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской ФедерацииБ.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
7 мая 1998 года
N 75-ФЗ