Как выглядит пенсионное удостоверение и для чего оно нужно
Иногда возникает, на первый взгляд простой, вопрос: каким образом выглядит пенсионное удостоверение. Давайте разберемся. До 2015 года он выглядел совсем не так как сейчас.
Такой документ может выглядеть так:
До 2020 года
Книжка с гербом России на обложке и названием «Пенсионное удостоверение». Оформлялся для граждан, которые оформили в Пенсионном фонде выплаты не позже 2020 года.
После 2020 года
Обычная справка на бланке размером А4. Ее выдают пенсионерам после 2020 года. Также ее могут получить пенсионеры, если хотят заменить старую, например, при ее утрате.
Елена Смирнова
Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.
Задать мне вопрос
Справка ничем не отличается от книги, просто она выглядит проще, но отвечает за ту же роль, что и предыдущий документ.
В пенсионном удостоверении указывается ФИО человека, где и когда он родился, наличие спутника жизни, номер счета и дата его открытия. Документ понадобится для подтверждения статуса пенсионера, чтобы получить, скидки, льготы и другие привилегии.
Возвращение пенсионных удостоверений
В самом конце мая 2020 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен документ Министерства труда и социальной защиты РФ (ссылка
), который предполагает возвращение пенсионных удостоверений на материальном носителе в виде пластиковой карты.
Пенсионер сможет обратиться за картой по своему желанию или пользоваться электронным документом.
Так что у пенсионеров есть все шансы уже в 2021 году получить возможность оформить пенсионное удостоверение на материальном носителе, при помощи которого намного удобней подтверждать наличие льгот в различных учреждениях, общественном транспорте, магазинах, аптеках и т.д.
Однако процедура может значительно затянуться из-за бюрократических проволочек и организационно-технических мероприятий. Сколько под это может потребоваться денег – не сообщается.
А что об этом проекте думаете вы? Приглашаю принять участие в обсуждении темы в комментариях, если информация была вам интересна, прошу поставить оценку по своему усмотрению и поделиться публикацией со своими знакомыми в социальных сетях.
Как получить справку о назначении пенсии
Если гражданину назначены социальные выплаты, он обязан получить пенсионную справку. Это можно сделать такими способами:
- в ПФР;
- в МФЦ;
- на сайте ПФР;
- на Госуслугах;
- через электронную почту;
- через представителя (нужна доверенность).
Важно! Справка оформляется бесплатно, не нужны никакие вносы и пошлины. При рассмотрении документа законодательство не имеет основания, чтобы отказать.
Выправление справки через Госуслуги
Чтобы получить пенсионную справку, нужно иметь свой аккаунт на ресурсе Госуслуг. Если его нет, нужно зарегистрироваться, для этого нужно иметь паспорт и СНИЛС. Вы можете посетить ПФР, с просьбой создать кабинет на сайте. Когда у Вас появится учетная запись на портале, следуйте такой инструкции:
- Войти на портал, указав мобильный телефон или почту, пароль. Можно авторизоваться через СНИЛС.
- Найдите вкладку «Установление пенсии», которая находится в разделе пенсий и льгот.
- Нажмите «Выдача пенсионной справки». Вас перебросят на сайт ПФР, там нужно указать данные для входа от Госуслуг.
- После входа на сайт ПФ нужно нажать «Заказать справку», прописав все необходимые данные.
- Вы будете уведомлены об изготовлении документа, после чего нужно забрать его в ПФР.
Документ изготавливается не больше одного месяца. Минимальный срок составляет 2 недели.
Как получить
В данном вопросе кардинальных изменений нет. При возникающей необходимости в её получении можно обратиться: лично в территориальное отделение ПФР, посредством личного кабинета на официальном сайте этой организации.
Возможен и вариант обращения через своего представителя, имеющего соответственно оформленные (нотариально удостоверенные) документы.
Нужно предъявить: паспорт, справку 2 НДФЛ с последнего места трудоустройства, документы об образовании. Сотрудники ПФР могут запросить и дополнительные документы.
Т
е пенсионные удостоверения, которые были уже выданы гражданам до нововведений, изъятию НЕ подлежат. Но в случае потери или порчи такого удостоверения, гражданину будет выдана справка. Она может понадобиться в тех случаях, когда гражданин может рассчитывать на льготы, предусмотренные законодательством для пенсионеров.
Необходимые документы
Во время оформления справки через Госуслуги необходимо предоставить отсканированные документы:
- паспорт заявляющего;
- 4 фото 3х4;
- СНИЛС;
- подтверждение передачи через поверенного.
Эти же документы нужны и при обращении в ПФР. Если Вы передаете их через представителя (родственника) или поверенного (другого гражданина), то он должен дать удостоверение личности.
Полезная информация! Если документ отсутствует (например, отдан миграционному отделению для замены) нужно взять другой идентифицирующий личность, например свидетельство о браке.
Какие организации занимаются оформлением справки о размере пенсии
Оформление справки о размере пенсии возможно при личном обращении в следующие организации:
- Пенсионный фонд РФ.
- Сбербанк.
- Многофункциональный центр.
- Военный комиссариат.
- Негосударственный пенсионный фонд.
Практически любая организация, так или иначе связанная с оформлением или выплатой пенсии, может выдать соответствующую справку. Так, если выплаты приходят на счет клиента в Сбербанке, он вполне может запросить выписку за интересующий период, либо воспользоваться услугами онлайн-банка. Подобные действия весьма актуальны для предоставления кредитов или ипотечных займов. Если они оформляются в банке, его сотрудники могут самостоятельно изучить доходы гражданина, без отдельного предоставления документа.
Бывшие военнослужащие, должны обратится за справкой в военный комиссариат.
Данная служба отвечает за назначение выплат. Отметим, что военные пенсионеры получают пенсии из средств организаций, в которых они ранее проходили службу, но не Пенсионного фонда.
Если гражданин заключал договор с коммерческим (негосударственным) пенсионным фондом, справку ему сможет выдать только данная организация. Запрос можно подать при личном посещении офиса. За оформлением справки о размере пенсии в Пенсионный фонд и МФЦ может обратится граждан, выплаты которого отчисляются из госбюджета. То есть пенсионер не является бывшим военнослужащим, и он не заключал договор с негосударственным ПФ.
Куда обращаться при утере или замене пенсионного удостоверения
Пенсионное удостоверение не имеет особого значения, его можно предъявить вместе с паспортом. Если старое пенсионное удостоверение было потеряно оно уже не подлежит восстановлению.
Чтобы пользоваться привилегиями от пенсионного удостоверения (например, бесплатный проезд в общественном транспорте), то нужно получить пенсионную справку, она имеет ту же силу и роль. Вы можете обратиться в ПФР или зайти на сайт, чтобы посмотреть адреса учреждений и график работы.
Нужно подать заявление на работу в отдел кадров не позже 1 месяца.
Справка вместо удостоверения: что поменялось в 2020 году?
Сегодня на руках у пенсионеров существует два вида документов, которые удостоверяют, что они относятся к данной категории граждан.
До 2020 года ПФР выдавал лицам, которые вышли на пенсию удостоверения установленного образца. Начиная с января 2020 года в связи с утратой необходимой функции удостоверения специалисты стали пенсионерам оформлять специальные справки. В них отражается соответствующая информация. Возможность теперь получить удостоверение отсутствует.
Сегодня справка выдается даже тем пенсионерам, которые вышли на пенсию до 2020 года и ими было утеряно оформленное ранее удостоверение пенсионера.
Эти документы нужны для подтверждения:
- Факта получения от ПФР установленной суммы пенсионного обеспечения, при этом в документе указывается даже сумма пенсии.
- Для получения различных льгот и пособий, которые полагаются пенсионерам.
Сейчас его часто используют для приобретения со льготой лекарства, оформления льготного проезда в общественном транспорте.
Справка и удостоверение обладают одинаковой юридической силой.
Формат справки содержит основные сведения о пенсионере. В 2020 году никаких изменений в представляемой информации не планируется.
Цифровая социальная карта с 2020 года вместо пенсионного удостоверения
С 2020 года ПФР выпустили новую систему – цифровую социальную карту. Новое свидетельство пенсионера разработано под мобильное приложение. В нем содержится информация о размере накоплений, назначенных льготах и другую информацию можно получить после считывания уникального для каждого владельца программы QR-кода.
Между Пятёрочкой, Перекрестком и Каруселью – известными российскими магазинами – было подписано соглашение о предоставлении скидок для пенсионеров с использованием цифровой пенсионной карты. Также ведутся переговоры между ПФР и компанией РЖД.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Справка пенсионера вместо удостоверения
Поскольку изготовление удостоверения требовало дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета, а сам документ в пенсионном обеспечении значимой роли не играл, по решению Правительства РФ выдача пенсионных удостоверений была прекращена с 2015 года.
Ранее выдаваемую книжку заменила справка о назначении пенсионного обеспечения, имеющая юридическую силу наравне с удостоверением на всей территории России.
Документ оформляется на бумажном листе (формат А4), штампуется печатью отделения, визируется подписью руководителя подразделения и содержит следующую информацию:
- персональные сведения человека (ФИО, дата рождения, СНИЛС);
- наименование территориального отделения ПФР, где гражданин состоит на учете как пенсионер;
- основания назначения пенсии;
- вид пенсии;
- дата назначения и период действия справки;
- размер ежемесячных выплат;
- номер персонального дела пенсионера.
Для чего нужна
Справка не рассматривается как удостоверение личности, поскольку не отражает необходимых данных и использовать ее для оформления в банке кредита или приобретения билетов нельзя. При этом такой справкой, имеющей юридическую силу, подтверждается социальный статус россиянина, и она требуется для получения:
- разных социальных льгот (оплата услуг ЖКХ, транспорта);
- скидок на товары в магазинах, услуги в спортивно-культурных учреждениях;
- покупки в аптеках лекарств по льготной цене;
- получения удостоверения «ветеран труда».
- Безработным вместо пособия предложат новую форму занятости
- В Конституцию планируют внести закон, который касается всех пенсионеров
- Будет ли кредитная амнистия для россиян
Срок действия
Законодательно период действия справки о назначении пенсии не определен. Она может быть выдана без указания срока, то есть гражданин может пользоваться справкой постоянно до конца жизни, но если у пенсионера меняется категория по различным основаниям (появление иждивенцев, присвоение/изменение группы инвалидности) документ необходимо заменить. В случае утраты или порчи справка подлежит восстановлению.
Возможно ли оформление СНИЛС ребёнку?
Если родители решили, что их ребенка, которому еще нет 14, нужно застраховать как будущего пенсионера, законодательство РФ и ПФР не имеют ничего против. Мать или отец вместе со свидетельством о рождении сына или дочери и своим паспортом гражданина РФ может подойти в любое отделение ПФР (там, где семья проживает или зарегистрирована). Сотрудник пенсионного фонда предоставит специальную анкету, которую нужно заполнить, и карточка будет изготовлена уже через 2 недели.
ВАЖНО! После 14 лет, получив собственный паспорт, юный гражданин может проделать эту процедуру самостоятельно.